THE INSTITUTE FOR
NEURO-PHYSIOLOGICAL
PSYCHOLOGY
институт
нейрофизиологической
психологии
В корзине: 0
inpp.rus@gmail.com+7 (909) 169-28-82
Москва ул. Тверская д.6, стр.5
0

Дисграфия

Дисграфия представляет собой специфическое расстройство письма, не связанное с интеллектуальными нарушениями.

Существует много различных причин, почему человек испытывает специфические трудности с письмом, но в некоторых случаях это может быть результатом незрелости неврологических путей, участвующих в координации движений головы, рук и глаз. Что, в свою очередь, может быть следствием активного асимметричного шейного тонического рефлекса у ребенка школьного возраста. АШТР — это примитивный рефлекс, который в норме представлен у доношенного ребенка, и должен быть полностью интегрирован в первые 6 месяцев жизни. Если АШТР сохраняется в возрасте старше 6 месяцев, то он может стать причиной специфических трудностей в обучении письму.

В процессе письма активный АШТР проявляется следующим образом: когда человек поворачивает голову вслед за направлением пишущей руки, то пишущая рука выпрямляется, что  затрудняет удержание ручки. Когда голова поворачивается к левой стороне страницы для написания следующей строчки, то рука сгибается. Большинство детей учатся приспосабливаться к проблеме, компенсируя ее несколькими способами:

  • регулируя позу, откидываясь на спинку стула назад;
  • сползают на стуле в процессе письма так, чтобы рука оставалась прямой;
  • они могут скручивать тело или поворачивают страницу на 90 градусов так, чтобы писать прямой рукой;
  • захват ручки может быть неловким или очень плотным, вследствие недостаточного контроля пальцев рук.

Независимо от используемой стратегии, физический процесс письма не становится автоматическим. Если физический процесс не может быть автоматизирован, он может затруднять мыслительный процесс. После начального этапа изучения образа букв, процесс образования требует способности одновременно думать и писать. Влияние активного АШТР на процесс письма может происходить независимо от интеллекта. Чем умнее ребенок и выше уровень развития его речи, тем больше вероятность, что его обвинят в лени и скажут: “Ты должен больше стараться. Ты можешь писать лучше, если приложишь усилия”.

Если АШТР является единственным аберрантным примитивным рефлексом, ребенок обычно может научиться читать (умея компенсировать контроль над движениями глаз), но у него останутся специфические проблемы с почерком. Чтение требует контроля движений глаз (окуломоторное функционироание), но для письма нужна координация “глаз-рука”, чтобы работать синхронно (визуально-моторная интеграция). Сохранение АШТР у ребенка школьного возраста может привести к определенным проблемам с письмом при отсутствии трудностей с чтением или других специфических трудностей в обучении, другими словами, к одной из форм дисграфии.

Если Вы, как взрослый человек, имеете вышеописанные симптомы, свяжитесь с ИНФП для получения более подробной информации.

(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(60987622, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true });