THE INSTITUTE FOR
NEURO-PHYSIOLOGICAL
PSYCHOLOGY
институт
нейрофизиологической
психологии

Дислексия

Всемирной Федерацией по неврологии дислексия определяется как «расстройство у детей, которые, обучаясь по традиционным программам, не достигают языковых навыков чтения, письма и правописания, соразмерных с их интеллектуальными способностями».

Британская Ассоциация Дислексии обновила определение дислексии и описывает ее как: «Сложное неврологическое состояние наследственного происхождения. Симптомы могут затрагивать разные области обучения и разные функции, и могут быть описаны как специфические трудности в чтении, правописании и орфографии. Также могут наблюдаться трудности в следующих сферах: формировании вычислительных навыков, освоении нотной грамоты, в двигательной активности и формировании организационных навыков. Однако,  особенно они выражены в освоении навыков чтения и письма, хотя также может страдать развитие вербальной речи».

Исследования дислексии:

Исследования дислексии начались с исследования симптомов «словарной слепоты» и проблем визуальной памяти, которые впервые выделил офтальмолог доктор Джеймс Хиншелвуд в 1890-ых годах. В течение последующих тридцати лет, исследования велись в четырех основных областях трудностей, из которых  у ребенка могут быть представлены одна или несколько:

  • трудности с автоматическим поддержанием баланса
  • незрелые моторные навыки
  • трудности слуховой обработки информации
  • трудности обработки зрительной информации.

В 1996 году, исследователи из Университета Шеффилда пришли к выводу, что: «Дети с дислексией имеют дефицит фонологических навыков, дефицит скорости обработки информации и формирования моторных навыков. Эти дефициты можно охарактеризовать, как проблемы недостаточной автоматизацией навыков, которые обычно замаскированы сознательной компенсацией» — Фоуцетт, Николсон и Дин.

Если выявляются два или более вышеописанных признаков, то  можно предположить, что причиной этих трудностей может быть нейромоторная незрелость.

Обучение всегда зависит от достаточного развития моторных функций. Чтение — это не когнитивный навык в чистом виде; он требует определенных движений глаз. Процесс письма включает в себя координацию «глаз-рука» с возможностью автоматического поддержания рабочей позы. Развитие постуральной системы, выражающейся в овладении ребенком контролем над балансом тела, зависит от зрелости рефлекторной системы. Недостаточная зрелость выражается через представленность примитивных и постуральных рефлексов, которые в свою очередь на прямую влияют на развитие моторных навыков, а также академических навыков, в которые они включены.

Институт Нейрофизиологической Психологии не диагностирует дислексию.

К тому же, нельзя сказать, что все дети, кому выставлен диагноз дислексия, имеют нейромоторную незрелость, однако, НМН может быть одной из причин  неуспешности традиционных методов коррекции дислексии.

Специалисты Института могут оценить степень нейроморной незрелости ребенка, определить какие из параметров могут лежать в основе трудностей освоения навыка чтения и предложить специальную двигательную программу для восстановления необходимых функций.

Если Вы наблюдаете у своего ребенка признаки нейромоторной незрелости, то Вы можете заполнить онлайн-тест и получить консультацию специалиста Института.

 

Scroll Up