Проблемы с вниманием
Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
Проблемы с вниманием ребенка могут быть связаны с физиологической особенностью, с проблемами баланса и координации.
Например, высший уровень контроля своего тела – это умение оставаться совершенно спокойным, относительно неподвижным. Дети школьного возраста часто не могут усидеть на месте, постоянно суетятся и перебивают других. Они не умеют длительно сосредоточиваться на задании, их внимание легко отвлекается. Возможности управления вниманием в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Возможно, неуспешность в школе является следствием невнимания, которое
проявляется в следующем:
- неумение сосредотачиваться на деталях, ошибки по невнимательности;
- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в речь;
- частое отвлечение на раздражители;
- беспомощность в доведении задания до конца;
- негативное отношение к заданиям, требующим сосредоточения, забывчивость (ребенок не может сохранить в памяти инструкцию к заданию на все время его выполнения);
- потеря инструментов, необходимых для выполнения задания.
Среди нарушений внимания выделяют:
Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость может возникать под влиянием внешних раздражителей, а, также под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса.
Рассеянность внимания – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Рассеянность проявляется в неспособности к сосредоточению или в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Чрезмерная подвижность внимания – постоянное переключение от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность внимания – сниженная подвижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге предметов или мыслей.