Школам и детским садам
Институт Нейрофизиологической Психологии предлагает для детских образовательных организаций комплексную программу диагностики и развития нейрофизиологических функций, обеспечивающих возможность успешного обучения и поведенческой регуляции детей.
Хорошо известно, что мозг – чрезвычайно сложно устроенная структура. От него зависит качество нашей жизнедеятельности. В дошкольный и начальный школьный период проходит максимально интенсивное развитие сложных взаимосвязей, как внутри мозга, так и его связи со всеми сенсорными системами (зрением, слухом, вестибулярной и проприоцептивными системами). А что такое образование человека как процесс? Это возможность сосредоточиться, сфокусироваться, увидеть, услышать, записать, понять, представить, запомнить, применить. Огромное количество операций напрямую связаны с уровнем развития мозга и сенсорных систем. Мы можем с вами видеть, как важно именно в дошкольный и начальный школьный период жизни ребенка создать для него полноценные условия развития, чтобы весь последующий образовательный путь был максимально продуктивен.
Конечно, традиционно детские школьные организации в своей программе стараются учитывать все аспекты развития: и физические, и эмоциональные, и когнитивные. Накоплен уже огромный педагогический опыт, позволяющий эффективно решать образовательные задачи. Но особенно радует то, что наука тоже не стоит на месте. Мало того, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к тесному междисциплинарному взаимодействию. Специалисты разных научных областей, занимающихся изучением человека, в частности, биологи и нейрофизиологи, рассматривают образование человека как результат работы нервной системы. Приведу цитату известного нейробиолога, доктора медицинских наук, профессора Университетов Гранады и Оксфорда, Франциско Мора Теруэла: «Мы являемся свидетелями новой эпохи в мире образования, основанной на знаниях о функционировании мозга».
Для успешного обучения важно не только научиться читать, писать, решать задачи, но и усидчивость, возможность сосредоточиться и не отвлекаться, поддерживать нужную рабочую позу, легко управляться с любыми инструментами (ручками, ножницами и т.д.), легко и плавно перемещать взгляд по строчкам, от тетради на доску и обратно. Кажется, что эти навыки развиваются как само собой разумеющийся процесс, однако, по данным многочисленных исследований, значительное количество детей, начинающих свое обучение в школах, демонстрируют недостаточную зрелость моторных навыков, и именно эти дети имеют невысокие успехи в освоении школьной программы (Салли Годдард Блайт, 2005; Едвард Гриффин, 2013; Джеймс Хартс, 2015).
Благодаря программе Института на старте долгого периода системного обучения, возможно оценить уровень развития моторных навыков каждого ребенка, пройти в течение года специальные развивающие занятия, построенные на простых двигательных упражнениях, проконтролировать с помощью диагностики их эффективность, оценить их влияние на качество развития учебных навыков.
Уже сейчас вы можете посмотреть дополнительную информацию в книге Салли Годдард Блайт «Оценка нейромоторной готовности к обучению», издательство Линка-Пресс, 2017.